Кафедра специального образования
Институт культуры и искусств
Институт филологии и социальных коммуникаций
Институт информационных технологий
Институт педагогического и специального образования

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КАФЕДРЕ
Кафедра специального образования создана в 2024 году (до 2024 г. – кафедра коррекционной педагогики, кафедра логопедии).
Кафедра специального образования является учебно-научным структурным подразделением Херсонского государственного педагогического университета.
Кафедра обеспечивает подготовку педагогических кадров для работы с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения.
Выпускники кафедры подготовлены для осуществления следующих направлений профессиональной деятельности: учитель-дефектолог, логопед, социальный педагог.
Заведующий кафедрой
ВИШНЕВСКИЙ Владимир Анатольевич
Заведующий кафедрой специального образования
Кандидат педагогических наук
Контакты кафедры:
Состав кафедры

АНДРУСЁВА
Ирина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, внешний совместитель

АНИСИМОВА
Людмила Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, внутренний совместитель

БЕЗНОСЮК
Екатерина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, внешний совместитель

БЕЛАЯ
София Александровна
Преподаватель кафедры, внутренний совместитель

ГАЛАН
Марина Александровна
Преподаватель кафедры, внутренний совместитель

ОБРАЗЦОВА
Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент
Профессорско-преподавательский состав кафедры представлен кандидатами наук и доцентами. Профессорско-преподавательский состав читает лекции, проводит практические занятия и семинары, в том числе в системах дистанционной поддержки образования Телеграмм, LMS Moodle.
Кафедра является выпускающей.
Образовательные программы
Логопедия. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» | бакалавриат (очно, заочно)
Выпускники кафедры специального образования имеют высокий уровень подготовки к практической деятельности и для продолжения обучения в магистратуре ФГБОУ ВО ХГПУ, а также в других вузах РФ.
Теоретическая и прикладная логопедия. Направление подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» | магистратура (очно)
Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре по направлениям:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Дисциплины
- Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ
- Вожатская деятельность в инклюзивном образовании
- Технологии обследования речи
- Организация и планирование логопедических занятий
- Интология в логопедии
- Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи
- Организация и планирование логопедических занятий
- Нарушение письма и чтения
- Нарушение развития в детском возрасте
- Ранняя помощь и реабилитация детей с нарушением в развитии
- Нарушение освоения языковой системы и др.
Неотъемлемой частью практических занятий по всем дисциплинам являются диспуты, дискуссии, педагогические студии, телемосты. Широко используется проектная технология. Тематика курсовых и дипломных проектов, а также магистерских и диссертационных работ формируется исходя из научного направления кафедры «Научно-методическое сопровождение образования лиц с особыми образовательными потребностями».
Кафедра осуществляет учебную, методическую, научную деятельность, воспитательную работу со студентами, а также подготовку научно-исследовательских кадров.
Научная деятельность
Кафедра специального образования осуществляет научную деятельность по дисциплинам, руководство научными студенческими кружками и проблемными группами, руководство другими видами научно-исследовательской работы студентов (помощь в подготовке научных докладов, публикаций), руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами бакалавров и магистров. Кафедра организует проведение учебной практики, научно-исследовательской и производственной практики, а также итоговую государственную аттестацию студентов.
На кафедре специального образования ведется научная работа, связанная с вопросами научно-методического сопровождения образования лиц с особыми образовательными потребностями.
В плане внедрения научных результатов в педагогическую практику проводится совместная работа с дошкольными образовательными организациями, школами и вузами Херсонской области, Республики Крым, Краснодара и других регионов страны.
В рамках соглашения о взаимодействии с ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» осуществляется совместная деятельность по развитию системы инклюзивного образования, обеспечения доступности высшего образования для студентов с ОВЗ.
Преподаватели и студенты кафедры активно вовлечены в учебно-методическую и научно-исследовательскую жизнь университета. Студенты являются участниками всероссийских и международных олимпиад по дефектологии, Всероссийской студенческой Олимпиады «Я-профессионал» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», конкурса «Педагогический дебют», а также участвуют в работе научных кружков и проблемных групп. Научно-исследовательская деятельность обучающихся, дополняющая учебный процесс, реализуется через научный кружок «Перо жар-птицы», которым руководит преподаватель кафедры, доцент, канд. пед. наук Е. Н. Образцова.
Особое внимание уделяется профориентационным встречам со школьниками, работе в психолого-педагогических классах школ Херсонской области и секциях Малой академии наук при ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет».
Практическая подготовка студентов
Для прохождения практики заключены договоры с образовательными учреждениями:
- ГБОУ ХО «Таврийская школа Скадовского МО»
- ГБОУ ХО «Клиновская школа Алешкинского МО»
- ГБОУ СПО Херсонской области «Педагогический колледж Херсонской области»
- ГБОУ ХО «Тарасовская школа Алешкинского МО»
- ГБОУ ХО «Чулаковская школа Голопристанского МО»
- ГБОУ «Хлебодаровский учебно-воспитательный комплекс Чаплинского МО» и др.
Это дает возможность студентам определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.