
Институт культуры и искусств
Институт филологии и социальных коммуникаций
Институт информационных технологий
Институт педагогического и специального образования

Инновационный подход к организации АФК в условиях образовательных организаций
Цель адаптивной физической культуры – это «максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого объекта».
Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию приказом от 24 июля 1996 года № 1309 была открыта и включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая для России специальность — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
В последующие годы был утверждён Государственный образовательный стандарт, который был преобразован в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) с направлениями подготовки бакалавриат и магистратура.
Студенты получают квалификацию – «Педагог по адаптивной физической культуре», «Учитель адаптивной физической культуры», «Специалист АФК», «Тренер», «Спортивный менеджер», «Преподаватель дополнительного образования». Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение на третьем уровне высшего образования – в аспирантуре.
В едином квалификационном справочнике профессий, утвержденном Министерством труда и социального развития Российской Федерации есть такие должности: «Тренер-преподаватель по АФК» (включая старшего) и «Инструктор-методист по АФК».
Заведующий кафедры
МОКЕЕВА Лилия Николаевна
заведующая кафедрой адаптивной физической культуры, кандидат педагогических наук
mokeevaln@hgpurf.ru
Контакты кафедры
kafedra_afkot@hgpurf.ru
Состав кафедры

РЕШЕТНЯК Ольга Анатольевна
кандидат биологических наук, доцент
reshetnyakoa@hgpurf.ru

ЕРИНА Инобат Аъзамкуловна
кандидат психологических наук, доцент
erinaia@hgpurf.ru
МАЗАНЮК Елена Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент, внешний совместитель
ХОЛОША Дмитрий Андреевич
преподаватель кафедры, внутренний совместитель
Профессорско-преподавательский состав кафедры читает лекции, проводит семинары, практические и лабораторные занятия во всех институтах ХГПУ, в том числе в системе дистанционной поддержки образования Телеграмм телемост.
Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию программ высшего образования по следующим направлениям подготовки и отвечающую требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Направления подготовки
49.03.01 «Физическая культура» профиль подготовки - Физкультурно-оздоровительная деятельность
Направление подготовки: 49.03.01 Физическая культура
Профиль: Физкультурно-оздоровительная деятельность
Уровень обучения: бакалавриат
Выпускники получают теоретические знания и практические умения и навыки в области оздоровительной физической культуры, изучают фитнес-технологии, используемые в физкультурно-оздоровительной работе с разными возрастными категориями граждан с целью приобщения к здоровому образу жизни, укрепления здоровья и пропаганды ценностей физической культуры.
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура Профессиональный профиль: Адаптивное физическое воспитание
Дисциплины
- Анатомия человека;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Основы медицинских знаний;
- Элективные курсы по физической культуре и спорту: Технологии оказания первой помощи;
- Физиология физкультурно-спортивной деятельности;
- Медико-биологическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре.
Также кафедра реализует общеуниверситетские факультативы для всех направлений обучения: «Первая помощь при заболеваниях и травмах» и «Профилактика наркозависимости в молодежной среде».
На базе кафедры, студенты получают знания в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни, медико-валеологической компетентности педагога, мониторинга здоровья участников образовательного процесса, социальной медицине и профилактике социальных отклонений.
Для прохождения практики заключены договоры с образовательными учреждениями. Это дает возможность студентам определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
Высокий уровень подготовки. Педагогическое образование сочетает образовательные традиции по подготовке специалистов с новейшими образовательными методиками. Сегодня наши выпускники одинаково востребованы во всех профессиях сферы «человек – человек».
Сильный преподавательский состав. Среди преподавателей – кандидаты наук, доценты. Профессорско-преподавательский состав принимает активное участие в организации и проведении семинаров для учителей начальных классов, дискуссий, круглых столах.
Преподаватели кафедры регулярно повышают свой научно-профессиональный уровень на конференциях, научных семинарах, публикуют научные статьи в рецензируемых научных журналах, участвуют в конкурсах и грантах как индивидуально, так и совместно со студентами.
Кафедра является выпускающей.
Научная работа
На кафедре АФКиОТ ведется научная работа, связанная с:
- исследованием особенностей психофизиологической адаптации учащихся в изменяющихся условиях жизнедеятельности;
- мониторингом здоровья участников образовательного процесса;
- разработкой перспективных подходов в применении средств и методов, направленных на повышение умственной и физической работоспособности;
- разработкой и апробацией эффективных моделей организации профилактической работы в области предупреждения зависимого поведения и борьбой с наркоманией в среде учащейся молодежи.
Кафедра АФКиОТ осуществляет учебную и методическую работу по дисциплинам, руководство квалификационными работами бакалавров и магистров, организует проведение учебной практики; научно-исследовательской и производственной практики, а также итоговую государственную аттестацию студентов.
Преподаватели кафедры читают в различных институтах университета общеобразовательные курсы «Элективные курсы по физической культуре и спорту: Технологии оказания первой помощи», «Физиология физкультурно-спортивной деятельности», «Медико-биологическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре».
В плане внедрения научных результатов в практику адаптивной физической культуры проводится совместная работа со следующими организациями:
– Ялтинская специальная (коррекционная) школа»;
– МБОУ «Ялтинская средняя школа №2 «Школа будущего»;
– ГБОУ РК «Ливадийская санаторная школа-интернат»;
– ГБУ ДО РК «СШОР по легкой атлетике №1»;
– Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Спортивная школа № 6»;
– Муниципальное казенное учреждение «Городской подростково-молодежный центр» муниципального образования городской округ Ялта;
– Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Авангард».
Кафедра АФКиОТ является учебно-научным структурным подразделением Херсонского государственного педагогического университета, осуществляющим учебную, методическую, научную деятельность, воспитательную работу со студентами, а также подготовку научно-исследовательских кадров.